Spider corp.
Ремонт и модернизация моих автомобилей



Поиск на сайте

Ремонт АКПП своими силами

  Вступление
  Кто-то свыше решил, что надо бы мне изучить маленько принцип работы АКПП и научиться её ремонтировать. Когда машину смотрели, коробка работала идеально, всё остальное устраивало, поэтому решил взять. В установленное время встретились с хозяйкой, оформили всё, обменялись бумажками и распрощались. Я побежал оформлять страховку. Прихожу, пробую тронуться назад, а она не едёт :о(. Вперёд едет нормально. Я в осадок, пипец вообще. Главное, что когда выбирали машину, для меня было главное, чтобы коробка была без проблем, всё остальное решаемо, а тут такая подстава, закон подлости блин. То ли не повезло, что сломалась в день покупки, то ли не повезло, что не проявила она себя когда смотрели, подозреваю, что второе, хотя на смотринах назад ездили мы достаточно много. А может, просто сложилось всё так. Ну, короче, приёхал домой, весь расстроенный, мысли в кучу не собираются. Потом выяснилось, что иногда всё таки задняя включатся и едет, как ни в чём не бывало в любую горку, сугроб и т.п. Стало легче, думал где-то что-то засорилось, не контачит, короче что-то простое, но дело оказалось в другом. А об этом ниже.
  Пишу уже по воспоминаниям, фоток к сожалению не делал. Всё делалось по книжке, в которой всё очень подробно расписано.
  Исходные данные:
  Nissan Pulsar N14, 1991г.в., правый руль, трёхдверный хэтчбек, АКПП, полный привод, GA15DS Неработающая задняя передача, точнее работающая, но очень редко. Т.е. чаще не включалась чем включалась, но когда включалась, то ехала без пробуксовок и пр. нареканий.
  Коробка RL4F03A FL40
  Было принято решение о самостоятельном ремонте по причине отсутствия средств на ремонт в сервисе, плюс желание сделать это самому и разобраться в работе АКПП. Ремонт в сервисе мог увеличить стоимость автомобиля в 1,5-2 раза, чего мне совсем не хотелось.
  Инструмент:
  1. Набор инструментов (какой-то импортный большой, ключи, трещотки и куча всего другого)
  2. Домкрат подкатной (2т.)
  3. Лебёдка
  4. Динамометрический ключ 5-25 Н?м "Jonnesway"
  5. Динамометрический ключ 25-140 Н?м (шкальный отеч. пр-ва)
  6. Пластиковые стаканчики (класть всякую мелочёвку и подписывать что откуда, можно и что-то другое приспособить, но идея понятна)
  7. Компрессор (для выдавливания поршней и проверки работы "пакетов" фрикцонов, для продувки каналов всяких)
  8. Набор промывки "мозгов" (керосин 1,5-2л, кисточка, "кювета")
  9. Безворсовые тряпки
  Запчасти:
  1. Master Kit для RL4F03A. Ремкомплект для переднеприводной коробки. Внутренности такие же А вот сальника со стороны подсоединения раздаточной коробки нет, надо заказывать отдельно. Я этого не сделал и оставил старый, теперь "потеет" там. :о(
  2. Барабан реверса в сборе б/у.
  3. Washer plate (пластиковое колечко между барабаном и насосом).
  4. Тормозная лента.
  Подготовительный этап (2 дня не спеша).
  Машина пригнана на дачу и поставлена в гараж.
  Сняли: капот, аккумулятор и его площадку, трамблёр, корпус воздушного фильтра и его подводные патрубки. Всякие провода и трубки, которые находились над коробкой убраны. В общем, все, что мешало сверху, надо снять, только трубки кондея не трогали. Откручиваем трос спидометра. Дальше надо снять кронштейн, который соединяет впускной коллектор и раздатку/коробку, к этому кронштейну ещё крепится трос управления АКПП (не селектора, а от акселератора). После этого снимается стартёр. Трос селектора тоже надо отсоединить от коробки и там же снять колодку ингибитора. Отсоединить колодку соленоида овердрайва (прям сверху коробки на кронштейне). Всё, коробка осталась без обвязки. Машину поднять надо так, чтобы расстояния от пола до низа машины хватило для вытаскивания коробки (но до подъёма не забыть ослабить гайки колёс). Для этого мы соорудили специальную конструкцию из бруса 150х150: поперёк два бруса шириной примерно с машину, вдоль четыре коротких бруса, связывающие длинные, сориентированы под лонжероны, т.е. по два под лонжерон. Дальше использовали тактику "трёхступенчатого подъёма" - сначала с пола до мах. высоты домкрата (подставили стойки), под домкрат подложили два бруса 150х150 и опять на максимум (под лонжероны подставили "пеньки"), домкрат на брус+толстые доски и на максимум, после этого сколоченную конструкцию под машину и под лонжероны уже подложили ещё по коротышке-брусу.
  Слили ATF.
  Колёса сняли.
  Чтобы вынуть ШРУСы из коробки, я открутил поворотный кулак от стойки и отсоединил рулевую тягу, снял суппорт и подвесил его к стойке. Получилось, что кулак "болтается" на шаровой. Правый ШРУС просто вылез из "гранаты" (ШРУС там не с шариками, а с тремя роликами), предварительно, естественно, сделал метки, чтобы потом поставить как было. "Гранату" вынул, поддев монтировкой (как в мануале). Левый ШРУС просто поддел монтировкой (опять же как в мануале). Хода, на который отодвигаются ШРУСы, за счёт опрокидывания кулака наружу как раз хватает, чтобы вынуть ШРУСы, так что откручивать шаровую не надо. ШРУСы надо подвесить максимально высоко. Кардан отсоединяем от раздатки посредством откручивания четырёх болтов.
  Ещё надо снять приёмную трубу выпуска, а то раздатка не "уронится"
  Снятие (1,5 дня).
  Снятие с переднеприводной версии думаю значительно проще.
  Сразу оговорюсь, что мы делал не так. Мы надеялись "уронить" коробку вместе с раздаткой, но это невозможно, на этом мы потеряли очень много времени. Раздатка упирается в двигатель и не даёт сдёрнуть коробку с маховика. Потому надо сначала снять раздатку, а потом уже коробку. В связи с этим буду писать как надо делать.
  Раздатка крепится двумя опорами - одна к кузову (она и коробку и раздатку крепит, думаю называется задняя опора, т.к. она сзади :о) ) и одна жёстко к двигателю. Ну и несколько болтов связывают коробку и раздатку. Рекомендую открутить масляный фильтр с мотора - без него свободнее. Надо открутить болты раздатка-коробка, потом поддомкратить или вывесить лебёдкой раздатку и открутить две опоры (заднюю опору можно и от коробки открутить, чтобы снять её вообще). Всё, остаётся выдёрнуть раздатку из КПП и аккуратно её "уронить". Мы страгивали раздатку с помощью длинной трубы и кувалды, но аккуратно, без фанатизма, тут главное стронуть.
  КПП крепится на трёх опорах - задняя, которую мы уже открутили, и две боковых (на левом брызговике). Ну и болты КПП-двигатель. Сначала надо открутить гидротрансформатор (ГТ) от маховика, для этого надо открутить металлический щиток, под ним покажутся маховик и ГТ, проворачивая коленвал, откручиваем 4 ботика, проверяем что ГТ свободно крутится. Двигатель надо подвесить или подпереть, т.к. после отделения КПП со стороны КПП он останется висеть на хиленькой передней опоре. Когда ГТ откручен, нужно открутить болты КПП-двигатель, но, откручивая, надо следить, чтобы КПП и двигатель не начали разъезжаться и если это начнёт происходить, то надо поддомкратить или подтянуть лебёдкой КПП. Если КПП ещё не поддомкрачена или не подвешена, то надо это сделать. После этого надо открутить две опоры и снять их вместе со кронштейнами, чтобы ничего не мешалось. После этого аккуратно "роняем" КПП, следя, чтобы ничего не оторвать, в случае если что-то забыли отсоединить и чтобы не вывалился ГТ, который надо аккуратно снять как только это будет возможно (быть готовым к тому что он тяжёлый). ГТ кладём аккуратно дыркой вверх и закрываем её от попадания мусора.
  Мытьё (тот же день что и снятие) .
  В чистоте работать и приятно и правильно, поэтому агрегаты отправляются на "участок мойки" - пригаражная территория :о). КПП положили (или поставили) на ровную плоскую поверхность куполом вниз, в этом положении вода в купол почти не попадает. Дырку левой полуоси заткнул плотно тряпкой и надел сверху на "юбочку" сальника пробку от 5л. бутылки с водой. В общем, задача - не пустить воду внутрь. Сначала помыл т.н. "фрезой" из "керхера", отмылось процентов на 70. Потом облил какой-то дрянью для мытья двигателя и после выдержки времени смыл, получилось совсем чисто. Раздатку тоже заткнул от попадания воды внутрь и помыл аналогичным способом.
  Разборка (1 день)
  Писать подробно смысла не вижу, т.к. что-нибудь забуду ещё. Делал всё чётко по книжке, шаг за шагом. Работать естественно надо в чистом, тёплом и светлом помещении, на большой рабочей поверхности, чтобы была возможность раскладывать всё в последовательности разборки.
  Дефектовка(в процессе разборки)
  При разборке была найдена причина всех бед. Разломалось демферное кольцо в реверс барабане и отломало кусок поршня (один из 4-х который толкает), плюс наделало задиров. Фрикционы в этом пакете естественно были сношены до металла, отсюда и опилки на магнитах. Так же разломалось проставочное колечко между реверс-барабаном и насосом, (Washer plate) куски которого я нашёл в фильтре. Тормозная лента тоже пришла в негодность и была заменена (в Master Kit не входит). В остальном никаких нареканий я не нашёл, фрикционы по толщине были близки к нижнему допуску, но всё таки в допуске.
  Промывка мозгов (1 день, не спеша)
  Тут есть маленькая тонкость: соленоиды при работе бьют в свои ограничители (Г-образные пластиночки) и ограничитель немного развальцовывают и поршеньки не выскакивают. Поэтому надо сначала аккуратно убрать развальцовку ножечком и тогда поршенёк выскочит. Ну и при разборке шарики не потерять.
  Далее постепенно разбираем все, запоминая, что куда сувать потом и моем керосином и продуваем воздухом. Собираем в обратной последовательности с новыми прокладками и затягиваем болты с нужным моментом (7-9 Нм), тут главное равномерность.
  Сборка (1 день)
  При сборке всё из рем. набора менялось (резинки, фрикционные и стальные диски, прокладки). Ничего хитрого там нет, всё делалось по книжке, поэтому подробно описывать не буду. Главное не жалеть ATF для смазки резинок и делать всё аккуратно без фанатизма, если не идёт, то что-то не так.
  Установка (1,5 дня)
  Поднимали АКПП и раздатку лебёдкой. Обвязали АКПП так, чтобы верёвка не попадала на плоскость соприкосновения с мотором. Засунули её под машину, зацепили лебёдкой и начали поднимать. Когда АКПП оторвалась от земли, надел ГТ (если ATF из него выливали, то налить примерно 1 литр). Дальше поднимали, придерживая ГТ на первом этапе и корректируя положение самой АКПП. когда фланцы совпали, наживили болтами АКПП к мотору и, закрепив её на опорах к кузову, затянули болты с моментом, указанным в книжке.
  Раздатку также обвязали и, засунув под машину, зацепили лебёдкой. Поднимать её жутко не удобно, т.к. мешает впускной коллектор. В общем, изгалялись мы очень долго, при установке повредили сальник, в который входит вал раздатки, но, в итоге, засунули и закрепили, и в 2 часа ночи пошли спать. На следующий день собрали всё вокруг коробки - полуоси, кардан, выпуск, провода и т.д. Налили ATF. Ключ на "Старт", "Пуск" - завёлся, ничего не полетело в разные стороны, не захрустело. Дали прогреться, повтыкали все режимы - всё работает, но сразу провести ходовые испытания не получилось, потому что тросик акселератора был порван. Но уже было понятно, что она трогается и взад и вперёд и этого уже было достаточно для спокойного сна всю рабочую неделю.
  Ходовые испытания
  И только в следующие выходные, когда я привёз отремонтированный трос акселератора, были проведены ходовые испытания, в ходе которых была установлена нормальная работа АКПП. После тестовой поездки откорректировали уровень ATFи отрегулировали трос селектора. Примечания
  Специально не описывал подробно все операции по переборке, потому что это уже за меня сделано более профессионально и точно и мои ошибки в изложении могут привести к неправильным действиям. Фотографировать не было ни времени ни желания, да и картинки в книжке очень наглядны. Если возникнут какие-то конкретные вопросу то пишите - отвечу на что смогу. С книжкой конкретно по этой коробке тоже могу помочь.
  Сейчас могу сказать, что ощущения примерно как с карбюратором - когда я первый раз увидел карбюратор, то я думал что разобраться в его работе не реально, но в последствии оказалось, что всё достаточно просто и понятно.
  Благодарности
  Огромная благодарность PauS'у, который помогал мне и морально и физически, без него я бы не решился на такие подвиги.
  Спасибо жене и родителям, которые меня поддерживали морально и всячески спасали мои нервные клетки от гибели.
  Спасибо Андрею из АГавто, который помог с запчастями и советами.
  Спасибо участникам конференции АКПП на auto.ru за полезные советы и поддержку.
Hosted by uCoz